Деятельность контролирующих и правоохранительных органов по выявлению нарушений в сфере государственных закупок
Из отчета Минэкономразвития о функционировании системы государственных закупок за 1-е полугодие 2014 г.:
Среди основных нарушений, выявленных органами Казначейства, следует отметить:
- отсутствие документов, предусмотренных Законом, или их несоответствие установленным законодательством требованиям к оформлению (93 предупреждения на сумму 201 803, 40 тыс. гривен);
- несоответствие заключенного договора о закупке отчету о результатах проведения процедуры закупки и годовому плану закупок (35 предупреждений на сумму 16 935,75 тыс. гривен);
- нарушение порядка опубликования информации о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с требованиями законодательства (20 предупреждений на сумму 8699, 43 тыс. гривен);
- договор о закупке заключен с нарушением сроков, предусмотренных абзацами третьим, четвертым части второй статьи 31, абзацем четвертым части пятой статьи 36, абзацем первым части третьей статьи 39 Закона (20 предупреждений на сумму 8 620,52 тыс. гривен);
- внесении изменений в существенных условий договора о закупке, которые противоречат требованиям частей пятой и шестой статьи 40 Закона (17 предупреждений на сумму 9 121,75 тыс. гривен);
- отсутствие годового плана закупок (9 предупреждений на сумму 5 319,13 тыс. гривен);
- осуществление закупки без применения процедур, определенных Законом,(6 предупреждений на сумму 1 221,87 тыс. гривен);
- отображение недостоверных сведений в отчете о результатах проведения процедуры закупки (4 предупреждения на сумму 1 831,13 тыс. гривен);
- другие нарушения (13 предупреждений на сумму 7 670,39 тыс. гривен).
Согласно информации, предоставленной Госфининспекции по результатам контрольных мероприятий, проведенных в январе - июне 2014 года, выявлен ряд нарушений законодательства в сфере государственных закупок на общую сумму почти 218 400,00 тыс. гривен, из них 8 500,00 тыс. гривен, которые привели к потерям государственных ресурсов.
Среди нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, Госфининспекция отмечает в частности:
- осуществление закупок без применения процедур, определенных Законом;
- осуществление закупок по завышенным ценам.
По информации, представленной СБУ, типичными нарушениями законодательства в сфере государственных закупок, выявленными в ходе контрольных мероприятий СБУ в январе - июне 2014 года, являются:
- Осуществление деления предмета закупки во избежание процедур государственных закупок и определения победителем процедуры конкретного участника.
- Сговор между субъектами процедур закупок на стадии формирования бюджетных расходов и при подаче предложений конкурсных торгов.
- Применение дискриминационного подхода при оценке предложений конкурсных торгов.
- Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, выражающееся в необоснованном применении процедуры закупки у одного участника.
По результатам контрольных мероприятий органами Службы безопасности Украины начаты уголовные производства и проинформированы Антимонопольный комитет и Государственная казначейская служба. По информации МВД в январе - июне 2014 подразделениями Министерства разоблачены 1944 уголовных деяния, совершенных при проведении государственных закупок и исполнении договорных обязательств, 1846 лицам объявлено о подозрении в совершении указанных правонарушений (более 30 процентов которых являются членами и председателями комитета конкурсных торгов); сумма убытков на момент начала досудебного расследования составила более 800 млн. гривен.
Типичными нарушениями законодательства в сфере государственных закупок, выявленными органами внутренних дел, являются:
- Исполнение не в полном объеме условий договора о закупке.
- Осуществление поставки материальных ценностей, не соответствующих техническим требованиям.
- Увеличение стоимости и изменение предмета закупки по заключенным договорам.
В соответствии со статьей 42 Закона ответственность за нарушение требований Закона и нормативно-правовых актов, разработанных в соответствии с Законом, все члены комитета конкурсных торгов заказчика несут ответственность в соответствии с законами Украины.